Здесь дух казацкий обитает — его и украину господь оберегает







Нет больше той любви,как если кто положит душу своюза друзей своих.(Слова из последней беседы Христас любимыми учениками)Я до сих пор помню, как когда-то в детстве на берегу пруда нашел наконечник стрелы. Вспоминаю, какое восхищение и набожное удивление вызвала у меня эта простая маленькая вещь! Какие картины вызвал в моей детской голове изгиб наконечника: мое бурное воображение представило, как стрела, пущенная луком русича или казака, пробивает латы татарина или польского гусара; здесь, у реки, сошлись отряды сечевиков и татар, гнавших в Крым украинцев-невольников. И эта стрела (обязательно — именно эта, а как же иначе!) попала в сердце командира крымчаков, после чего враг отступил без добычи и рассыпался по степи!Повзрослев, я понял, что именно такие случаи «прикосновения к истории» положительно влияют на восприятие прошлого родного края во стократ мощнее, чем все школьные воспитательно-патриотические мероприятия и уроки истории. Не знаю, откуда у меня это, но я и взрослым переживаю подобный трепет при аналогичных обстоятельствах.Поэтому, выбирая святыню для очередной публикации, я не случайно обратил внимание именно на исторический фон. Свято-Георгиевский мужской монастырь на Казацких Могилах — то место, о котором простой человек, далекий от церковных дел, к сожалению, вряд ли знает. А знать стоит! Ведь в 1914 году здесь была обустроена и украшена цветами самая большая в Украине могила казаков и крестьян, погибших во время Берестецкой битвы в 1651 году. Так было положено начало созданию духовно-мемориального комплекса «Казацкие Могилы». По количеству войск Берестецкая битва была наибольшей в европейской истории до конца ХІХ столетия: общее число участников превышало 300 тысяч! В битве участвовали казацкое войско Богдана Хмельницкого, поддержанное повстанцами-крестьянами, и польская армия короля Яна ІІ Казимира. Из-за предательства союзников-татар сам гетман оказался в плену, а его войско было окружено поляками. Трагическая для казаков судьба битвы была предначертана, но наказной гетман Иван Богун вывел казаков из окружения и спас стотысячное войско. Цена за это спасение была большой — около 10 тысяч казаков погибло под Берестечком.Путь мой к святыне был длинным, но интересным. Из Ровно до села Пляшева, на околице которого стоит монастырь, добирался автобусом. За окнами мелькали живописные волынские пейзажи. Опрятные села и местечки, тихая и теплая погода — все это никак не ассоциировалось с событиями, произошедшими на этой земле. Приятно удивило, что практически в каждом населенном пункте было по несколько церквей.Добравшись до Пляшевой, уже пешком следую к монастырю. Еще издалека замечаю в поле большой памятник и лишь потом — купола и кресты храмов. На площадке у ворот обители стоят два больших автобуса — это паломники прибыли, догадываюсь я. Весь монастырь построен на острове, который омывает река Пляшева. Вся его площадь окружена высокой стеной, которая придает комплексу вид замка или крепости.Пока мой будущий гид, иеромонах отец Никон, занят с паломниками, осматриваю храмы и знакомлюсь с историей монастыря.Главный храм обители — Георгиевский — задумано было создать как памятник всем погибшим украинским казакам и их союзникам в битве с поляками под Берестечком в 1651 году. Построили его за четыре года — с 1910 по 1914-й, освящая постепенно три престола начиная с нижнего — теплого — в честь св. вмч. Параскевы (Пятницы). Главный престол — Георгиевский — находится на уровне земли; верхний — свв. благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба — на хорах собора. На территории монастыря есть также деревянная церковь в честь архистратига Божьего Михаила (первая половина ХVII ст.), которая была перенесена из соседнего села Остров. Кстати, почти все здания связаны друг с другом подземными ходами.Пример пожертвования на Казацкие Могилы показал император Николай II, ему последовали князь Волконский, купец Колесников, Иерусалимский патриарх Дамиан, купцы и мануфактурщики Москвы, кубанские и донские казаки. Но наибольшим взносом в строительство храма-памятника на Казацких Могилах были средства волынского крестьянства, которое и финансово, и собственным трудом содействовало построению величественного, монументального памятника погибшим казакам.Одновременно со строительством Казацких Могил велось научное исследование территории поля Берестецкой битвы с целью собрать как можно больше артефактов для будущего запланированного исторического музея. К сожалению, большинство найденных экспонатов были потеряны во время австрийской оккупации и в 1915 году вывезены в Австрию (в том числе исторические хоругви Богдана Хмельницкого, которые были подарены монастырю при освящении Георгиевского храма).Потом я посетил музей, который тоже находится здесь — в помещении бывшей келейной. Впечатлений словами не передать! Перед величием и духом церквей, перед музейными экспонатами я опять почувствовал себя ребенком, трепещущим от приобщения к Большому и Родному.Музей меня буквально очаровал — то ли из-за того, что я давно не посещал подобных заведений, то ли из-за особенного настроения в тот день. Пересказывать, что я увидел там, — тщетное дело, это нужно видеть. Я неохотно покидал музей.И вот встречаю отца Никона.— Этот архитектурный комплекс был построен в память о павших в битве под Берестечком казаков и крестьян, — рассказывает иеромонах. — Они защищали свою землю и родительскую православную веру от католизации. Очень показательно, что вместе с украинцами здесь положили головы митрополит Коринфский Иоасаф и иеродиакон Павел, бывшие греками по происхождению. Митрополит был духовником Богдана Хмельницкого и всего казацкого войска и принял мученическую смерть от польских пуль. Ему, уже застреленному, враги отсекли голову и принесли польскому королю Яну Казимиру II. Позже он все же отдал приказ, чтобы митрополита похоронили, что и было сделано — его тело упокоилось под Михайловской церковью в соседнем селе Остров. Как вы уже, наверно, знаете, в 1912 году этот храм был перенесен сюда, поскольку достопримечательность украинской народной архитектуры первой половины ХVII ст. не использовалась по назначению. А уже в 1971-ом во время раскопок на старом месте храма были найдены останки митрополита, и впоследствии их перенеслик казацкой усыпальнице нашего монастыря, как и останки иеродиакона Павла.— Канонизированы ли они как святые? — спрашиваю отца Никона.— Нет, но тот подвиг и та мученическая смерть, которую они приняли, а человеческая память все это хранит и передает из поколения в поколение, дают нам возможность надеяться, что эти мученики уже получили святость перед Господом. И братия монастыря именно сейчас готовит все необходимые документы для комиссии по канонизации с тем, чтобы Церковь причислила их к лику святых.Несколько слов о художественном аспекте и внутренней утвари главного Георгиевского собора. Из всех храмов мужского монастыря на Казацких Могилах Борисоглебский был обустроен и оборудован последним. Он находится на хорах трипрестольного Георгиевского храма.Оригинальным и ценным является интерьер храма, к которому с двух сторон собора ведут массивные каменные лестницы. Линии небольших галерей, которые направляют нас к иконостасу, рассекаются арками; многочисленные удлиненные окна дают много света и возможность постичь окружающую красоту обители. Из галерей идут выходы на два маленьких балкончика, с которых раньше, при многочисленных богослужениях под открытым небом, произносились церковные проповеди.Заслуживает внимания и внутреннее убранство храма. Иконостас выполнен в редком для Волыни стиле ампир, а расписан в 1957-58 гг. известным художником Александром Корецким, который много работал в Почаевской лавре.Современный Георгиевский храм сначала был задуман как большой алтарь, в котором могли свободно находиться больше сотни священников, а самим храмом была большая площадь перед собором, где вмещались десятки тысяч верующих, ежегодно собирающихся на заупокойные служения, проводимые в девятую пятницу после Пасхи. Теперь эта задумка воплощается лишь в этот день памяти украинских героев-казаков, а в другие дни алтарное пространство с огромным куполом служит обычным храмом.С западной стороны собора его стена представляет неповторимый и уникальный иконостас с изображением на металле Голгофы Спасителя (худ. И.Ижакевич), наместные и храмовые иконы обрамлены красным кварцитом и черным лабрадоритом, барельефные черные мальтийские кресты на панелях иконостаса выполнены тоже из лабрадорита. Перед иконостасом — большая солея, возвышение для клиросов и священнослужителей. В центре этого возвышения — верхняя, стеклянная часть гробницы с казацкими костями. Стоя на солее, спиной к храму, можно лицезреть чудесную панораму поля Берестецкой битвы.Прекрасными являются архитектурные формы храма св. Параскевы: свод центрального его объема подчеркивается арками боковых приделов, которые значительно увеличивают общую площадь храма и позволяют получить удовлетворительное акустическое качество. В целом Параскевская церковь вмещает почти такое же количество прихожан, что и главный, Георгиевский, храм, не считая хоров, которые совмещают последний с церковью свв. Бориса и Глеба.Алтарь и соседние служебные помещения тоже перекрыты кирпичными сводами и имеют внешнее освещение через небольшие окошки, которые с улицы находятся на уровне земли.Храм святой великомученицы Параскевы своей внешней строгостью и сдержанностью в оформлении вдохновляет верующих на молитвенность и смиренность. Особенно эти качества проявляются в дни Великого Поста, три первых седмицы которого прихожане монастыря проводят в молитве именно в этом храме.— Случались ли в вашей обители случаи чудес, чудотворства, исцеления? — спрашиваю иеромонаха.— К сожалению, мы не наблюдаем у нас большого потока паломников к какой-то конкретной святыне наших храмов, определенному образу, но случаи чудес были. Хотя у нас нет такого количества святынь, которые имеют Киево-Печерская лавра или другие большие храмы, но кое-чем владеем. Это частицы мощей печерских святых Никона-игумена, Аврамия-затворника, Моисея Угрина и Агапита-целителя. Кроме этого, имеем частицы мощей великомучениц Варвары и Параскевы (частица мощей последней была передана с Ближнего Востока) и священномученика Макария. Со дня основания обители в монастыре хранится икона Святой Троицы, написанная на доске из дуба Мамврийского, под которым было явление Господа патриарху Аврааму. Этому дубу больше четырех тысяч лет!Возвращаясь к чудесам, вспомню одно большое богослужение 2005 года. На нем присутствовало около 40-45 тысяч людей. Во всех окружающих селах шел дождь, просто ливень. Представьте: вокруг небо затянули черные тучи и льет вода, а над Казацкими Могилами — ни капли, и над храмами будто на заказ вышла радуга! По свидетельствам многих людей, в небе тогда было видно крестное знамение. Это было действительно что-то поражающее и величественное!Еще один случай. Мы возили нашу икону Святой Варвары на храмовый праздник в Варваринский Дубенский женский монастырь вместе с частицей ее мощей. И представьте себе, что произошло! Обычно во время такого действа устраивается прохождение под иконой всех желающих паломников. Среди них в тот день был мужчина-калека, который много лет не мог ходить, его привезли из какого-то села Дубенского района на инвалидной коляске. Он, как потом я узнал, ревностно молился, жил жизнью набожной, постоянно посещая храмы и обращаясь к Богу. И вот наступил его день: его провели под образом — и он встал на собственные ноги! Молитвами к святой Варваре Господь его исцелил! Вот такой удивительный случай.Да и вообще мы, братия монастыря, считаем тот факт, что обитель пережила столько войн, пертурбаций и то, что его не смогли уничтожить даже большевики, — свидетельством того, что погибшие украинские казаки, крестьяне, духовные проводники казацко-крестьянского войска — митрополит Иоасаф и иеродиакон Павел — оберегают нашу святыню. Что также является своеобразным чудом!Попрощавшись с отцом Никоном, отправляюсь в обратный путь. Вдали в степи виднеется величественный памятник героям Берестецкой битвы. Мои ноги сами направляют меня к нему, но я все-таки выхожу на дорогу, где должен остановить автобус, следующий в Ровно. Жара стоит неимоверная! Вдруг — дождь. Ливень, а в небе — радуга, и на душе, невзирая на усталость, — такой покой и благодать!

Увага, тільки СЬОГОДНІ!

Увага, тільки СЬОГОДНІ!

» » » » Здесь дух казацкий обитает — его и украину господь оберегает