Что такое душа?

Что такое душа, и какова ее природа? Задай вопрос себе: «Кто я?» Или спроси об этом других. Большинство людей ответит: «Я спортсмен. Я русский. Я отец. Я гурман. Я весельчак. Я философ и т. д.». Люди часто отождествляют себя с телом, со своими социальными ролями или профессиями. Но если посмотреть на эти ответы более широко, ты поймешь, что все они - о временных вещах. Сегодня я - бухгалтер, а через 5 лет могу быть психологом, сегодня я живу в России, а через 15 лет могу получить американское гражданство, сегодня - я молодая девушка, а через 30 лет - женщина в годах. Все течет, все меняется - так писал еще Гераклит много веков назад, имея в виду материальную природу. Измениться может все, даже имя и пол. Но, несмотря на эти внешние перемены, есть что-то такое во мне, что остается неизменным - моя внутренняя суть, называемая душой. Поэтому я не есть профессия, цвет волос или интеллект. Я есть душа.

Душа и тело

За знаниями о душе обратимся к Ведам. Ведическое знание утверждает, что человек есть душа, отличная от тела. Материальное тело дано нам временно на какой-то срок, чтобы душа, приходящая на землю выучить определенный урок, могла получить свой опыт. Тело - словно оболочка, покров. Оно обновляется, растет или увядает. Каждое мгновение в теле происходят изменения. Душа же неизменна, вечна. Поэтому не у меня есть душа, а я есть душа. Я - не тело, я духовное творение. Когда закончится ее земной срок, душа может вновь прийти на землю в другом теле, но это буду по-прежнему я, просто сменившая «одежду».

Душа в Ведах именуется дживой - «живым существом». Душа есть не только в людях, но и в растениях, животных, даже - в одноклеточных существах. Душа воплощается на земле в соответствии с прошлой благочестивой или греховной деятельностью в материальных телах различных видов и форм. Происходит реинкарнация - переселение души. Душа, освободившаяся от иллюзий материального мира, перестает воплощаться на земле и продолжает жить на более высоких уровнях.

Качества души




Шримад Бхагаватам перечисляет основные качества души. Это вечность - душа не рождается и не умирает, неиссякаемость (душа не истощается, в ней всегда присутствует энергия сознания). Очень важное знание состоит в том, что наша душа чиста. Когда мы отождествляем себя с телом, то всегда ощущаем, что в нас есть что-то нечистое, ибо в теле постоянно происходят процессы разложения, отмирания, тело греховно и подвержено влиянию страстей. Когда мы понимаем, что тело - это то, что отлично от нас, то осознаем, как чиста наша душа, освобожденная от материальной скверны.

Также душа обладает уникальностью (каждая душа неповторима), знанием тела, не зависит от него, проникает во все части тела посредством сознания. Она дарует жизнь телу (физическое тело не существует без души), не подвержена изменениям. Душа самоосвещаемая (лучезарная), и не нужно прилагать усилий, чтобы определить ее присутствие, она есть причина всех причин. Будучи частицей и подобием Бога, живое существо обладает качествами Всевышнего, поэтому в изначальном состоянии душа исполнена блаженства.

Высшее назначение души

«Бхагавад-гита» говорит о том, что неотъемлемым свойством души и ее высшим назначением является служение. В соответствии с объектом служения душу называют «обусловленной» или «освобожденной». В обусловленном состоянии она служит материи. Человек с материальным сознанием входит в невежество, забывая о своей духовной природе, и попадает под влияние ложного эго и иллюзий. Он думает, что счастье состоит в наслаждении материальными благами, и это рождает в нем зависимость от мира вещей, его радость становится обусловленной, т. е. возникает при определенных условиях. В обусловленном состоянии душа бездействует, ибо изменения во внешней среде происходят без ее участия. Развивается и питается душа только тогда, когда получает свободу. Деятельность души в освобожденном состоянии называется бхакти, преданным служением Богу.

Иллюзии материального мира




Ложное эго есть ошибочное отождествление души с материей. Оно проявляется в двух аспектах: «Я есть тело» и мне что-то принадлежит в этом мире - «Это моя территория». Когда живое существо соприкасается с материальной природой, оно попадает под ее влияние. В Ведах это влияние описывается тремя гунами (в переводе с санскрита «качество» или «веревка»): добродетели, страсти и невежества. В различные моменты на живое существо воздействуют различные сочетания гун материальной природы, поэтому иногда мы счастливы, иногда испытываем неодолимые желания, а иногда - лень.

Гуна добродетели чище остальных, она освобождает от последствий грехов, дарует счастье и знание. Но когда человек находится в этой гуне, он, благодаря своим знаниям, может ощущать свое превосходство над другими, т. е. обуславливается и привязывается к материальной природе. Гуна страсти характеризуется жаждой материальных наслаждений, почета в обществе, желанием иметь счастливую семью и дом. Для этого человек много трудится и привязывается к плодам своего труда. Гуна невежества предполагает леность, безумие и сон (больше 7 часов в день), под ее воздействием человек не способен осознавать вещи такими, какие они есть, и не заботится о вечной душе. В материальном мире нет ни одного существа, свободного от влияния гун. Но тот, кто вручил себя Богу, в соответствии с «Бхагавад-гитой», может легко освободиться от плена материального мира.

Человек - духовное творение

Веды учат жить как вечная душа, отвергнув ложное представление о себе как о физическом теле. Твое тело прекрасно, но есть более важная сущность. Чистая, лучезарная, светлая. Человек, лишенный духовного знания, обрекает себя на страдания. Истинное же счастье приносит осознание того, что я есть духовное творение, свободное от привязанностей и условностей. Поэтому будь свободной и счастливой! Добра тебе!

Специально для LadySpecial - КатеринаSent



Увага, тільки СЬОГОДНІ!

Увага, тільки СЬОГОДНІ!